Вознаграждение членов и председателя ТСЖ возможно и необходимоУстановление вознаграждения членам правления ТСЖ и председателю правления ТСЖ. Из п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК следует, что члены и председатель правления ТСЖ могут осуществлять свою деятельность на возмездной основе. Им как членам выборного коллегиального органа управления ТСЖ может выплачиваться вознаграждение за работу в размере, определяемом ОСЧ. Но выплата вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ зависит от наличия предусмотренных для этих целей в годовой смете ТСЖ необходимых денежных средств. Вопрос о том, устанавливать или не устанавливать вознаграждение членам и председателю правления ТСЖ, а если устанавливать, то в каком размере, законодатель полностью отдал на откуп ТСЖ, точнее, собственникам помещений в МКД, являющимся членами товарищества. При решении этого вопроса необходимо учитывать сложившуюся в товариществе практику. Например, если члены ТСЖ, желая сэкономить, никогда не устанавливали вознаграждение членам и председателю правления ТСЖ и это не повлияло на качество работы этого коллегиального исполнительного органа, то, возможно, есть основания сохранить такой подход и в очередном году, на который устанавливается смета. Но если члены ТСЖ решили прекратить выплачивать вознаграждение председателю правления ТСЖ или такое вознаграждение исторически ранее не устанавливалось и не выплачивалось, а в результате понизилась мотивация собственников давать согласие на выполнение этих трудных, но нужных обязанностей, то стоит задуматься, что выгоднее: экономия на таком вознаграждении или финансовые потери от снижения качества организации работы правления, контроля за управляющей, подрядными и ресурсоснабжающими организациями. Ведь не секрет, что при отсутствии постоянного контроля со стороны ТСЖ управляющие организации часто на практике (скрытно) выполняют только 50-70% своих обязательств по договору управления МКД. Поэтому представляется, что вознаграждение председателю правления ТСЖ, работающему как на "основной работе", выплачивать нужно обязательно. При большом объеме работы правления (например, дома площадью более 10-15 тыс. кв. м), наличии достаточно весомой загрузки председателя правления ТСЖ и его заместителей целесообразно выплачивать вознаграждение не только председателю, но и его заместителям, а может быть и всем членам правления. Здесь готовых рецептов не существует. Есть и плюсы, и сомнения скептиков (а они встречаются в каждом доме). Этот вопрос нужно обсуждать в каждом ТСЖ, и от его решения во многом зависит результат управления домом. Уже было сказано, что выплачиваемое членам и председателю правления ТСЖ вознаграждение не зависит от их квалификации, сложности выполняемой работы, условий ее выполнения, количества и качества затраченного труда. Это надо понимать как отсутствие возможности формализовать границы размера оплаты этих должностей (невозможно установить градацию размера вознаграждения в зависимости от указанных факторов). Ведь члены правления ТСЖ и его председатель, как правило, не имеют жестких и подробных должностных инструкций. А если в товариществе и принимаются положения о правлении и (или) о председателе правления, то этот документ все равно не может квалифицироваться как должностная инструкция наемного работника. Размеры вознаграждения иногда устанавливаются "под конкретного человека", чтобы он согласился занять выборную должность. На практике диапазон вознаграждения председателей правления ТСЖ - от 5 тыс. до 100 тыс. руб., а иногда и более. Затраты на выплату вознаграждения членам правления и председателю правления ТСЖ, а также источники финансирования этих затрат устанавливаются сметой доходов и расходов ТСЖ на год (п. 2 ч. 1 ст. 137 и п. 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК). Составление смет доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год и предоставление их ОСЧ для утверждения входят в обязанности правления ТСЖ (ч. 3 ст. 148 ЖК). В проект такой сметы можно включать годовой и помесячный размер вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ, расходы на уплату соответствующих налогов (в частности, НДФЛ). При рассмотрении проекта сметы доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год ревизионная комиссия (ревизор) ТСЖ представляет ОСЧ для ознакомления свое заключение о подготовленной правлением годовой смете доходов и расходов товарищества (п. 2 ч. 3 ст. 150 ЖК). При этом иногда встречаются подходы, согласно которым источником финансирования затрат на выплату вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ указываются отдельные виды доходов от хозяйственной деятельности ТСЖ. Это, например, пени, доходы от рекламы, платежи провайдеров за пользование элементами общего имущества МКД (кабельные каналы, крыша, стены) и т. п. Нельзя согласиться с таким подходом, демонстрирующим, что председатель правления ТСЖ "совсем не в тягость" собственникам помещений МКД и они не оплачивают вознаграждение "из своего кармана". Такой подход, помимо того что подталкивает председателя правления ТСЖ заниматься большую часть времени поисками надежного источника для "зарабатывания" вознаграждения, просто неправомерен с юридической точки зрения. Установленные ч. 14 ст. 155 ЖК пени являются разновидностью законной неустойки (ст. 332 ГК РФ). Они установлены как мера воздействия на нерадивых должников (лиц, несвоевременно или не полностью внесших установленную плату за жилое помещение и коммунальные услуги). Пени причитаются ТСЖ как юридическому лицу, являющемуся стороной денежных обязательств по оплате обязательных платежей и взносов. Установление целевой привязки пени к размеру вознаграждения председателя правления ТСЖ не выдерживает критики. Получается, что если председатель правления ТСЖ хорошо организовал работу с должниками, добился отсутствия задолженности и из-за этого отпали основания для начисления пени, то вознаграждения у председателя не будет? Абсурд. Вряд ли можно признать правильным привязку такого вознаграждения к хозяйственной деятельности ТСЖ по выполнению его работниками индивидуальных заказов собственников услуг и работ, не связанных с содержанием и ремонтом общего имущества МКД. Поступления по таким возмездным договорам не систематические, зависят от неоднородного спроса, а значит, такая привязка ставит под сомнение регулярность выплаты вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ. Использование доходов от рекламы и платежей провайдеров за пользование элементами общего имущества в МКД, а также и других доходов от передачи в пользование общего имущества в МКД противоречит положениям ч. 3, 3.1 ст. 44 ЖК. Отнесение сдачи в аренду и внаем части общего имущества МКД (п. 3 ч. 2 ст. 152 ЖК) к видам хозяйственной деятельности, которыми может заниматься ТСЖ, не означает, что данные средства не могут попадать в разряд "средств ТСЖ" (ч. 2 ст. 151 ЖК). Ведь ТСЖ не имеет отношения к принятию решений о передаче иным лицами в возмездное или безвозмездное пользование общего имущества собственников помещений в МКД. Это прерогатива общего собрания собственников помещений, а не ОСЧ, поскольку объектом аренды является общее имущество в МКД, которое не принадлежит ТСЖ. Это общая долевая собственность собственников помещений в МКД. Согласно ч. 3.1 ст. 44 ЖК общее собрание собственников помещений в МКД может принять решение уполномочить ТСЖ от имени собственников помещений заключать договоры об использовании общего имущества (в т. ч. договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций) на условиях, определенных решением общего собрания. То есть арендодателем являются собственники помещений, а ТСЖ - только представитель собственников. Средства ТСЖ как некоммерческой организации состоят в основном из носящих целевой характер поступлений от собственников. Представляется, что в качестве источника выплаты вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ целесообразно использовать все средства, составляющие бюджет товарищества. Размер устанавливаемых платежей и взносов в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК устанавливается товариществом на основе принятой сметы доходов и расходов на год. Есть прямая связь между размерами платежей и взносов и потребностями ТСЖ, в т. ч. и потребности в выплате вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ. При этом ОСЧ устанавливает размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в МКД. Поскольку расходы на выплату вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ относятся к расходам на управление МКД, то все собственники как жилых, так и нежилых помещений, как на праве частной, так и публичной собственности, обязаны нести в составе своих платежей и взносов расходы на выплату таких вознаграждений и других общих расходов. Причем из п. 3 ч. 1 ст. 137 ЖК следует, что такие расходы распределяются и на членов ТСЖ, и на собственников, не являющихся членами ТСЖ. Таково требование закона. Платежи и взносы являются стабильным доходом ТСЖ, позволяющим планировать и обеспечивать надежный источник для выплаты вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ. Необходимо обратить также внимание на то, что полномочия ОСЧ, установленные п. 8.1 (об утверждении смет доходов и расходов ТСЖ на год) и п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК (об определении размера вознаграждения членов правления ТСЖ), являются взаимосвязанными. Принятие ОСЧ решения об "определении размера вознаграждения членов правления товарищества, в т. ч. председателя правления товарищества" должно предшествовать утверждению смет доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год. Представляется, что вопрос о выплате вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ нецелесообразно разрешать в уставе ТСЖ (устанавливать определенное окончательное решение в отношении такой выплаты: выплачивать или не выплачивать). Это ограничит возможность принятия решений ОСЧ. ПРИМЕР: Представьте себе: уставе закреплено, что вознаграждение членам и председателю правления ТСЖ не выплачивается. В этом случае для принятия решения об установлении вознаграждения указанным выборным должностным лицам прежде всего необходимо в установленном порядке внести изменения в устав. Тогда деятельность правления и ТСЖ на определенное время может быть осложнена либо парализована "безвластием". - Предлагается ограничиться лишь дублированием в уставе положения п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК. Тогда ОСЧ сможет при необходимости оперативно и правомерно принимать решение о введении или прекращении выплаты вознаграждения. ПРИМЕР: В правление избраны люди, имеющие большую занятость по основной работе. Если в такой ситуации никто не готов пожертвовать своей профессией (бизнесом) и посвятить работе председателя все время, то председатель правления не сможет выполнять функции в ТСЖ ежедневно. Обычно в таких случаях в штат ТСЖ нанимают по трудовому договору управляющего, устанавливают для него четкую должностную инструкцию, распределяют между заместителями председателя правления ТСЖ функции контроля. Естественно, председатель правления будет выполнять все то, что предписано ст. 147-149 ЖК. Но поскольку основная роль председателя правления ТСЖ - это координация деятельности членов правления товарищества, осуществление контроля за управляющим, управляющей организацией, а не самостоятельное принятие текущих управленческих решений, то такому председателю правления ТСЖ может быть и не нужно устанавливать вознаграждение. Процедурные положения в отношении выплаты вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ могут быть утверждены ОСЧ в качестве специального положения, которое может быть скоординировано с положением о премировании, но не входить в него составной частью. При этом не нужно забывать, что премирование работников по найму (бухгалтеров, сантехников, дворников и др.) и премирование членов и председателя правления ТСЖ при всей схожести все же имеет разные правовые и содержательные основания. Таким образом, у ТСЖ как сообщества собственников помещений в МКД, являющихся членами этой организации, есть большие полномочия по решению вопроса об установлении выплаты вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ. В связи с этим представляется, что разговоры о наличии каких-либо законодательных ограничений прав на профессию не имеют конструктивной основы. Подчеркну, что решение об установлении размера вознаграждения членов и председателя правления ТСЖ принимается путем открытого обсуждения собственниками помещений в МКД как в комиссиях товарищества, так и на правлении и общем собрании. Добросовестно работающие председатели правлений ТСЖ в здоровом коллективе такого обсуждения не боятся. Оформление выплаты вознаграждения председателю и членам правления ТСЖ. По сложившейся в предшествующие годы практике зарплата председателя правления ТСЖ фигурировала первой строкой в штатном расписании в разделе, посвященном отражению затрат на содержание наемных работников. Но раз нет правовых оснований для заключения ТСЖ с председателем правления ТСЖ трудового договора, то представляется, что затраты на выплату вознаграждения председателю правления ТСЖ вообще не должны указываться в штатном расписании и должности председателя правления ТСЖ в штатном расписании не может быть совсем. Финансирование вознаграждения председателя и членов правления ТСЖ должно производиться из средств ТСЖ, определенных ст. 151 ЖК, которыми распоряжается правление ТСЖ в соответствии с финансовым планом товарищества (п. 4 ст. 151 ЖК). Основой для финансового плана, естественно, является утвержденная смета доходов и расходов ТСЖ на соответствующий год. В такой смете и финансовом плане должен быть специальный раздел "Вознаграждение членов правления и председателя правления ТСЖ". С учетом предшествующего анализа можно сделать вывод, что для того, чтобы лица, избранные членами и председателем правления ТСЖ, приступили к выполнению своих обязанностей и им выплачивалось вознаграждение, достаточно иметь: решения об их избрании, оформленные протоколами ОСЧ и (или) заседания правления ТСЖ; решение ОСЧ об определении размера вознаграждения таких лиц, оформленное протоколом ОСЧ; утвержденную смету доходов и расходов ТСЖ на текущий год; принятый финансовый план товарищества в соответствии со сметой доходов и расходов ТСЖ на текущий год.
Издание приказов о назначении указанных лиц на должность, а также заключение с ними трудовых договоров не требуется. Это будет противоречить норме ч. 3.1 ст. 147 ЖК. Уплата товариществом страховых взносов в отношении членов правления и председателя правления ТСЖ. В соответствии с положениями ст. 5 и 7 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (Феде- ральный закон № 212-ФЗ) страховые взносы уплачиваются (перечисляются) в государственные внебюджетные фонды, а именно: в Пенсионный фонд Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Фонд социального страхования Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 7 и ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ объектом и базой для начисления страховых взносов для организаций, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые по трудовым и гражданско-правовым договорам, причем не по всем гражданско-правовым договорам, а только по таким, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Вознаграждения членам и председателю правления ТСЖ производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании решения ОСЧ. Поэтому такие вознаграждения в отличие, например, от заработной платы наемных работников не являются объектом обложения страховыми взносами. Это прямо следует из Федерального закона № 212-ФЗ. Вывод о том, что вознаграждения членов и председателя правления ТСЖ не являются объектом обложения страховыми взносами, подтверждается по аналогии в письме Минздравсоц-развития России от 01.03.2010 № 421-19* в отношении устанавливаемых решением общего собрания акционеров вознаграждений, выплачиваемых выборным членам совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества в период исполнения ими своих обязанностей. Отношения по выбору членов наблюдательного совета ОАО имеют много общего с отношениями в ТСЖ по выборам правления. Кроме того, аналогичный вывод был сделан в разъяснениях Минфина России в письме от 28.08.2009 № 03-04-06-02/62 в отношении обложения ЕСН выплат, произведенных адвокатам, занимающим выборные должности председателя и заместителя председателя коллегии адвокатов. У таких должностных лиц статус также имеет много общего со статусом лиц, избранных членами и председателем правления ТСЖ. Это подтверждает, что и ранее, до принятия Федерального закона № 212-ФЗ, ЕСН не должен был уплачиваться (перечисляться) товариществом в отношении вознаграждения членов и председателя правления ТСЖ. В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу физических лиц по трудовым договорам. Согласно данной норме к объекту обложения страховыми взносами относятся все выплаты в пользу работников, произведенные в рамках трудовых правоотношений, в т. ч. предусмотренные трудовыми, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами работодателя. Анализируя данную норму, Минздравсоцразвития России в письме от 23.03.2010 № 647-19 указывает, что "учитывая изложенное, выплаты сотрудникам, которые в трудовых договорах с ними прямо не прописаны, тем не менее подлежат обложению страховыми взносами как производимые в рамках трудовых правоотношений работников с работодателем и, значит, связанные с трудовыми договорами". Но необходимо обратить внимание на то, что здесь речь идет о лицах, с которыми заключены трудовые договоры, в которых отдельные выплаты "не прописаны". С учетом приведенного анализа данные разъяснения не касаются случая с уплатой страховых взносов в отношении вознаграждений, начисляемых ими в пользу членов и председателя правления ТСЖ, поскольку норма ч. 3.1 ст. 147 ЖК запрещает им работать в ТСЖ по трудовому договору. Правовые позиции профильных министерств, отвечающих за государственную политику в сфере трудовых и финансовых отношений, помогают понять, что вознаграждения членов правления и председателя правления ТСЖ не являются объектом обложения страховыми взносами. Допускается ли добровольная уплата страховых взносов в Пенсионный фонд? Многих председателей правления ТСЖ волнует вопрос пенсионного обеспечения, особенно если вознаграждение за выполнение обязанностей по должности председателя правления ТСЖ является для них единственным источником дохода. Этот вопрос еще более обостряется в связи с тем, что страховые взносы не должны уплачиваться (перечисляться) товариществом в отношении вознаграждения членов и председателя правления ТСЖ, а в отношении наемных работников по трудовому договору - должны. Право на пенсионное обеспечение возникает в случае уплаты страховых взносов в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ"Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (Федеральный закон № 167-ФЗ). Обратите внимание, что именно это является главным условием выплаты пенсий, а не просто "наличие трудового стажа". Статья 29 этого закона предусматривает право на добровольную уплату страховых взносов и вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. Так, в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 167-ФЗ "добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию вправе ... физические лица в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации за себя, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, на которых не распространяется обязательное пенсионное страхование, в соответствии с настоящим Федеральным законом". То есть даже в том случае, если член или председатель правления ТСЖ не работает по трудовому договору в какой-то другой организации и не имеет доходов как индивидуальный предприниматель, он может уплачивать страховые взносы самостоятельно и соответственно имеет право на пенсионное обеспечение. Член или председатель правления ТСЖ вступает в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем добровольной подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (т. е. по месту жительства) по правилам, утверждаемым постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 № 627 "О порядке утверждения правил подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию". Это постановление устанавливает, что правила подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию утверждаются Минздравсоцразвития России*. К заявлению о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию член или председатель правления ТСЖ должен приложить следующие документы: удостоверяющие личность; подтверждающие сведения, предусмотренные подп. 2-7 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (т. е. документы, подтверждающие фамилию, имя, отчество; фамилию, которая была у застрахованного лица при рождении; дату рождения; место рождения; пол;адрес постоянного места жительства; серию и номер паспорта или удостоверения личности; дату выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены такие сведения, наименование выдавшего их органа).
Проблем для представления таких документов быть не должно. Страховые взносы членам и председателям правлений ТСЖ придется уплачивать исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федеральным законом № 212-ФЗ. Все подробности уплаты страховых взносов членами и председателями правлений ТСЖ, добровольно вступающими в правоотношения по добровольному обязательному пенсионному страхованию, можно уточнить в территориальном органе Пенсионного фонда РФ (собственно, это можно было сделать и раньше). Понуждает ли ч. 3.1 ст. 147 ЖК к заключению товариществом договора управления многоквартирным домом? Обычно этот тезис вытекает из утверждения, что якобы члены и председатель правления ТСЖ должны работать в товариществе на общественных началах. Но, как было установлено, членам и председателю правления ТСЖ по решению ОСЧ вознаграждение может выплачиваться. Поэтому само основание ложного утверждения отсутствует. Однако следует признать, что вступать в договорные отношения с управляющими организациями толкает ТСЖ не норма ч. 3.1 ст. 147 ЖК, а другие нормы. Этому способствует норма ч. 2.2 ст. 161 ЖК, согласно которой "при заключении договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией указанные товарищество или кооператив осуществляют контроль за выполнением управляющей организацией обязательств по такому договору, в том числе за оказанием всех услуг и (или) выполнением работ, обеспечивающих надлежащее содержание общего имущества в данном доме, за предоставлением коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома", и норма ч. 12 ст. 161 ЖК, согласно которой "в случае заключения договора управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом с управляющей организацией коммунальные услуги собственникам и пользователям помещений в данном доме предоставляются управляющей организацией", а не ТСЖ. То есть законодатель при наличии решения правления ТСЖ о заключении договора управления МКД освобождает ТСЖ от ответственности за предоставление коммунальных услуг. В этом случае абонентом ресурсоснабжающих организаций будет не ТСЖ, а управляющая организация. Выгодно это или нет, приемлемо или неприемлемо - решать членам ТСЖ через органы управления товариществом. Заключение такого договора - право, а не обязанность ТСЖ. Но если ТСЖ не заключит договор управления МКД с управляющей организацией, то исполнителем коммунальных услуг будет ТСЖ. Применение нормы ч. 3.1 ст. 147 ЖК по аналогии. Представляется, что установленный в ч. 3.1 ст. 147 ЖК запрет для членов и председателей ТСЖ совмещения деятельности в правлении с работой в товариществе по трудовому договору по аналогии закона (ст. 7 ЖК) распространяется и на членов и председателей ЖСК и жилищных кооперативов. Такой вывод обусловлен тем, что после выплаты паевых взносов членами таких кооперативов возникает общее имущество в МКД, управление которым кооперативом практически не имеет отличий от управления домом ТСЖ. Члены кооператива также избирают из числа собственников правление и председателя кооператива. Заключение. Запрет для членов правления и председателей ТСЖ совмещения деятельности в правлении с работой в товариществе по трудовому договору не запрещает получения такими лицами за свой труд денежного вознаграждения. Принимая решение об избрании на должности членов правления ТСЖ и его председателя, граждане соглашаются с теми юридическими последствиями, которые обусловливаются федеральным жилищным законодательством исходя из существа и целевой направленности этого вида общественно полезной деятельности и фактического положения таких лиц в порождаемых ею отношениях. Законодательный запрет в ч. 3.1 ст. 147 ЖК совмещения своей деятельности в правлении товарищества в качестве члена этого коллегиального исполнительного органа и его председателя с работой в товариществе по трудовому договору относится к специфичному правовому статусу субъектов этой деятельности. При этом законодатель в п. 11 ч. 2 ст. 145 ЖК допускает получение членами правления ТСЖ и его председателем вознаграждения за свою деятельность. То есть какой-либо законодательный запрет на осуществление на возмездной основе общественно полезной деятельности указанными лицами отсутствует. 1 августа 2012 г. http://cmo.khabkrai.ru/opinion/2012/08/01/voznagrazhdeniechlenov-i-predsedatelya-tszh-vozmoz/
|