По моему мнению, выплата управляющими организациями денег старшим по домам/подъездам (они же уполномоченные) — одна из самых деструктивных практик нынешнего ЖКХ.
О чём свидетельствует такая практика? О том, что управляющие организации имеют «лишние» деньги? Не имеют в штате подходящих специалистов? И, главный вопрос, зло это или благо для жителей дома? Почему многие испытывают неприятное чувство, когда узнают о том, что кто-то так работает?
Дело в том, что, получая вознаграждение от УО, старший по дому становится заинтересованным в нём. Он становится заинтересованным в получении вознаграждения, а значит, и в том, чтобы эта УО (хорошая — она ведь платит!) продолжала собирать деньги с жителей этого дома. Причём независимо от качества и результатов её работы. Ибо получая деньги от УО, которая работает плохо, он приобретает больше (ежемесячное вознаграждение), чем теряет (квартплата, уплаченная впустую, безрезультатно). Но он такой в доме один. Остальные жители, в случае плохой работы УО, не получают ничего. Более того, часть их денег уходит на поддержание этого «статус-кво».
Вот классический случай работы по этой схеме. Так работают домофонные компании. Тот, кто организует в своем подъезде установку домофона, получает от домофонной компании скидку в 50% – 100%. Естественно, в таком случае у «организатора» велик соблазн закрыть глаза и на цену домофонной двери, и на качество, и на условия договора. Ибо: «сам-то не плачу..., а люди... так я ж для них стараюсь...». Но если у человека есть совесть, и он ей пользуется — это другой разговор.
Далее. Работа старшего по дому, как она практикуется сейчас, не предполагает никакой ответственности с его стороны перед жителями. Его ответственность минимальна, и ответ за свою работу он несёт перед УО. Жители могут даже и не знать, о чём они (старший по дому и управляющая организация) между собой договорились. При этом наиболее ответственную часть работы УО оставляет за собой. Что это, перечислим: — заключение и ведение договоров с ресурсоснабжающими организациями, — расчет квартплаты, печать платежек, сбор денег. — организация технических работ по дому (содержание и ремонт). Старший по дому, выполняя ограниченную часть работы (помощь в проведении общих собраний, разноска и сбор документов, актирование каких-то работ), работает прежде всего в интересах УО, которая ему платит за поддержание своего присутствия. Отсюда — потенциальный конфликт интересов с жителями.
Выходы из этой ситуации: 1. Привлекать к работе старшим по дому на безвозмездной основе. Вознаграждение (не обязательно денежное) такой специалист, во избежание конфликта интересов, должен получать от жителей, а не от УО. 2. Привлекать к работе старшим по дому на платной основе, но четко озвучивать, из каких средств идёт оплата его работы. Источник может быть один — плата за управление МКД, входящая в квартплату. То есть УО должна открыто поделиться частью своих доходов, видимо, из-за того, что нанять этого конкретного старшего по дому ей экономически выгоднее, чем привлекать других специалистов.
В противном случае, при продолжении неконтролируемой практики выплат старшим по дому, это может привести: — к удорожанию квартплаты, — к усилению чувства разобщения между людьми в доме, — к усилению позиций недобросовестных УО. Со временем некоторые управляющие организации будут стремиться к увеличению штата своих «представителей» в домах — в случае, если нанять дополнительных «агентов влияния» им будет выгоднее, чем производить другие расходы (закон рынка). Человек же, работающий за деньги, как правило, работает в интересах того, кто платит.
|